35072 Мемориальная доска памяти погибших сотрудников
Координаты для GPS (WGS 84):
N 59° 59' 48.880'' E 30° 17' 35.995''
Расположение:
Аэродромная ул., д. 8, в здании
Посмотреть на Викимапии (Wikimapia)
Описание:
Текст на доске: "В память о сотрудниках института, погибших в Великой Отечественной войне." На доске увековечено семь имен.
К началу Великой Отечественной войны "Отдел изысканий и проектирования" являлся Ленинградским филиалом "Союздорпроекта" Гушосдора НКВД СССР. С началом войны многие инженеры филиала были призваны в различные дорожные и мостовые части Армии. Директор филиала Бриков А.П. и другие ведущие специалисты составили костяк офицерского состава отдельного мосто-строительного батальона Ленинградского фронта, обеспечивавшего строительство переправ через Неву в черте города, а с сентября 1941 года переброшенного на Ладожское озеро.
С первых дней войны филиал переключился на выполнение срочных заданий Северо-Западного фронта. В августе 1941 года, филиал по распоряжению Северо-Западного фронта направил экспедицию для изысканий и проектирования дороги подъезда "город Кемь - порт Кемь", затем на обследования грунтовой дороги г. Беломорск - г. Онега, протяженностью около 300 км, которой суждено было стать военно-автомобильной дорогой фронта (ВФАД). Позже из сотрудников института была сформирована отдельная экспедиция для выполнения заданий I-го управления Военно-дорожных работ. Они выполняли срочные задания Северо-Западного фронта, участвовали в восстановлении основной Фронтовой магистрали - Московского шоссе, их самоотверженным трудом были восстановлены или построены заново мосты через р. Тигода, р. Тосно, р. Ижора, р. м. Славянка, р. Мга.
С октября 1941 года институт проводит эвакуацию в г. Вологду. Зимой 1942 года по ледовой дороге через Ладожское озеро был вывезен технический архив и библиотека, крайне необходимые при выполнении проектно-изыскательских работ. В эвакуации работа отрядов и экспедиций филиала по заданиям фронтов проводилась в непосредственной близости от переднего края, на заминированных участках, в опасных для жизни условиях. Филиал в годы войны создавал типовые проекты пролетных строений, опор и паромных переправ по заданиям Главного Управления Автодорожной службы (ГУАС) Советской Армии. Были выполнены проекты паромной переправы через р. Волгу, р. Шексну, р. Волхов, р. Сясь, р. Колу, р. Мсту, р. Явонь, р. Шуя.
После отъезда представителем филиала в Ленинграде осталась Сергеева Е.Г. На ней лежала нелегкая обязанность охраны помещений и оставшегося имущества филиала на ул. Пролеткульта, 6 (ныне Малая Садовая). Мужественная женщина, пережив все ужасы блокады, сумела сохранить все. Она голодала, хотя в ее распоряжении находились ценности, способные прокормить не одного человека.
После снятия блокады филиал вернулся в Ленинград. В 1944 году сотрудниками филиала были выполнены большие работы по обследованию искусственных сооружений на дорогах: Нарвское шоссе, Киевское шоссе, Ленинград - Новгород, Ленинград - Ломоносов, Петродворец - Кейкино, Красное Село - Пушкин - Колпино и много других. Крупной работой филиала в этот период явилось участие в экспедиции, производившей изыскания и проектирование дороги Ростов - Дзауджикау. Эта военная автомобильная дорога служила основной магистралью, по которой на фронт поступали материалы, доставлявшиеся союзниками в СССР через Иран.
(по материалам сайта ЗАО "Дорпроект": http://www.dorproekt.com/about/16 )
Находится: Аэродромная ул., д. 8, Дорожный Проектно-изыскательский институт "Дорпроект", холл первого этажа.
Дата внесения в Книгу Памяти:
23.09.2013