Памятный знак на месте временной верфи

Ленинградская область

Всеволожский район

04279 Памятный знак на месте временной верфи

Координаты для GPS (WGS 84):

N 60° 9' 15.646'' E 31° 3' 14.076''

Файл в формате OZI Explorer

Расположение:

д. Морье, гавань Гольсман

Рахьинское городское поселение

Посмотреть на Викимапии (Wikimapia)

Описание:

Памятный знак на месте временной Ладожской верфи. Небольшой обелиск с памятной табличкой: "На этом месте, в бухте Гольсмана, решением Государственного комитета обороны страны с 1942 по 1944 г. при непосредственном участии рабочих судостроительного завода имени А. А. Жданова (ныне ОАО "Северная верфь") была развернута временная Ладожская верфь, где производилась сборка барж (блокадок) для перевозок народно-хозяйственных грузов в осажденный Ленинград. Работами корабелов руководил С А. Боголюбов, директор Ленинградского судостроительного завода им. А. А. Жданова".

Зимой Ленинград со страной связывала ледовая Дорога жизни. Но по мере того, как зима 1942 года шла к концу, возрастала угроза потери этой единственной трассы.

11 марта 1942 г. государственный комитет обороны (ГКО) принял постановление о постройке ленинградскими судостроителями для Ладоги 10 барж максимальной грузоподъемностью по 900 т. Срок окончания работ - 15 мая. Только тот, кто пережил блокаду, может представить себе всю сложность решения поставленной задачи. Специалистов не хватало, люди обессилели от голода, страдали от непрерывных бомбежек и артобстрелов. А как доставить готовые 55-метровые баржи из Ленинграда к озеру? По Неве невозможно - огонь вражеской артиллерии с левого берега реки, захваченного врагом, запросто потопил бы баржи. Обстановка диктовала: собирать баржи непосредственно у береговой черты Ладоги!

21 марта у заместителя наркома А. В. Самарина состоялось совещание директоров основных судостроительных заводов. Работу решили организовать так: детали и секции изготавливать на предприятиях в Ленинграде, затем доставлять их по железной дороге к озеру и уже там, на берегу, собирать, сваривать баржи.

28 марта в район станции Ладожское Озеро к Осиновецкому маяку выехала группа инженеров Балтийского завода А. И. Риммер., П. Н. Кочеров, Д. О. Бойнович, В М. Павлов и главный инженер строительного треста № 16 А. Н. Герасимов. Двое суток на леденящем ветру они искали подходящее место для сооружения временной верфи. Наиболее приемлемой оказалась бухта Гольсмана. Была она невелика - всего 100-120 м в длину и 20-25 в ширину. И начинать тут надо было, как говорится, с первого колышка. Значительная часть квалифицированных рабочих еще в феврале была эвакуирована на Большую землю - ленинградцы стали работать на волжских заводах. Людей для постройки верфи собирали по всему Ленинграду, по одному. Триста женщин и подростков вместе с горсткой мужчин вручную разбивали ломами мерзлую, твердую, как чугун, землю, закладывали примитивные стапели. Жили в вагонах-"теплушках", далеко не оправдывавших свое название - в них было холодно, как на улице. В последних числах апреля в бухту прибыли судостроители. К этому времени уже миновали две недели с того дня, когда по льду Ладоги с Большой земли в Ленинград прошла по радиатор в воде последняя автомашина. Положение создалось угрожающее.

Общее количество работающих на верфи не превышало 700-800 человек. Несмотря на трудности первую баржу, привезенную россыпью, построили за 20 дней. Со временем металлическую баржу, вмещавшую 900 т груза со всем ее оборудованием стали строить фантастически быстро - за 10, а затем и за 6 дней! Сварочные работы ночью не прекращалась. Это очень тревожило командиров ПВО района - сварочные работы демаскировали бухту. Все чаще наведываться вражеские самолеты-разведчики. Зенитные батареи встречали их огнем, но рабочие мало обращали внимания на стрельбу - и не к такой привыкли в Ленинграде! Несомненно, в достижении общего успеха немалым был и вклад конструкторов. Их работу по созданию металлической баржи трудно переоценить. Руководителем проекта являлся инженер А. К. Осмоловский. Его оригинальная конструкция обеспечила судам высокую прочность и сопротивляемость силам, возникавшим на крутой ладожской волне и при ударах о лед. Ни одна из построенных барж не была пробита льдом или повреждена штормовыми волнами. Даже спустя четверть века после постройки некоторые баржи продолжали плавать по Ладожскому озеру.

Верфь на Ладоге выпустила 14 барж: балтийцы - 7, адмиралтейцы - 4, ждановцы - 3. Задание ГКО оказалось перевыполненным почти в полтора раза. 86% грузов, перевезенных по водной Дороге жизни, пришлось на несамоходный флот, в создании которого большая заслуга ленинградских судостроителей.

(По: "На стапелях под огнем". Сборник. С. А. Боголюбов, "В бухте Гольсмана". Лениздат, 1986)

Состояние:

Хорошее

Автор: Исаева Ольга - 9.06.2013

Автор: Исаева Ольга - 9.06.2013

Автор: Исаева Ольга - 9.06.2013

Автор: Исаева Ольга - 9.06.2013

Автор: Исаева Ольга - 9.06.2013

Дата внесения в Книгу Памяти:

9.06.2013

Автор:

Исаева Ольга

Памятный знак на месте временной верфи
Координаты для GPS:
Широта: 60.154346; Долгота: 31.053910
Сообщить о неточности Добавить фотографии

На долю России выпало немало суровых военных испытаний, но всегда самая тяжелая ноша ложилась на плечи простого солдата, того, кто в мирной жизни был тружеником, созидателем, в лихую годину становился воином, защитником. Вот кто главный герой на войне. Вот кто главный творец Победы.

Сергей Шойгу
Сергей Шойгу Министр обороны Российской Федерации