В Новгородском районе идёт реставрация грузовика времён Великой Отечественной войны

31 марта 2015 Новгородская область
В Новгородском районе идёт реставрация грузовика времён Великой Отечественной войны

Грузовой автомобиль ГАЗ-ММ, или как называли его в народе «полуторка», был найден подводными археологами 16 июня 2013 года в районе реки Копка, что недалеко от пересечения Сиверсова канала и Мсты.

Губернатор Новгородской области Сергей Митин распорядился тогда провести подъём боевого грузовика со дна реки и восстановить его к 70-летию Победы. Реставрация проходит под руководством специалистов Новгородского музея-заповедника, отмечающего в этом году свое 150-летие.

Напомним, машину подняли со дна и определили марку: ГАЗ-ММ, самый массовый автомобиль в Красной Армии. Удалось установить, что грузовик был камуфляжной раскраски. Сохранился деревянный кузов машины, и хоть использовать его было нельзя, для создания точной копии он вполне годился.

Первичный анализ найденных документов позволил сделать вывод, что машина ушла под лёд именно в период боёв за освобождение Новгорода, в январе 1944 года. Боевой расчёт «полуторки» входил в состав 5-й батареи 2-го дивизиона 506-го армейского минометного полка. Именно этому полку на следующий день после освобождения Новгорода 21 января 1944 года было присвоено почётное наименование «Новгородский».

Поисковики экспедиции «Долина» установили имя военнослужащего, останки которого нашли при подъёме затонувшего автомобиля. Это был Василий Фёдорович Кузьменко, старший лейтенант, парторг 2-го дивизиона 506-го миномётного полка, член ВКП(б).

Грузовик был доставлен в кремль 15 августа 2014 года. Реставраторы Новгородского музея-заповедника провели первичную чистку и подетальную разборку машины. А потом уже восстановление автомобиля продолжили специалисты 261-го ремонтного завода в поселке Панковка Новгородского района, имеющие большой опыт по реставрации подобной техники.
– В настоящее время собирают рессоры, монтируют мосты, реставрируют кабину автомобиля, – пояснил директор завода Анатолий Мишин. – И делают это люди не по приказу, а по зову души. Смена для них заканчивается в девять, десять часов. Пришлось даже вечерние обеды для наших энтузиастов организовать.

За 71 год под водой грузовик неплохо сохранился, но некоторые детали приходится менять. География для поиска запчастей была достаточно обширной: Ростовская, Московская, Калужская области, Санкт-Петербург. Некоторые детали создавали здесь же, в конструкторском бюро, с помощью чертежей сороковых годов. За чертежами, кстати, пришлось ехать на автозавод в Самару. Какие-то запчасти покупали с рук или приобретали на специализированных выставках.

Как утверждают заводские специалисты, в грузовике удастся оставить порядка 80% «родных» деталей, а двигатель мощностью 50 лошадиных сил так и вовсе сохранился в рабочем состоянии. Сейчас идёт притирка клапанов, а после этого начнётся его сборка. К слову, на моторе имеется дата выпуска – июль 1941 года. За время эксплуатации ГАЗ-ММ, то есть около трех лет, его пробег по фронтовым дорогам составил 9,5 тысячи километров. Для военного времени это очень много. Однако, как заверили заводчане, после реставрации он сможет пробежать ещё столько же.

Пока все детали разрознены, и нет целостного представления о том, как будет выглядеть боевой грузовик. Но увидев, с каким упорством, ответственностью и интересом люди восстанавливают его, можно не сомневаться, что к юбилею Победы ГАЗ-ММ въедет в новгородский кремль своим ходом.

Источник: 53 новгородские новости

Последние публикации в СМИ